Весной режиссер Юра Диваков представил гомельчанам две премьеры – “Oedipus” в Молодежном театре и «Гоголь.Fatum» в Областном драматическом. Оба спектакля определенно предназначены публике открытой, не чурающейся не только новизны, но и эпатажа.
Выпускник актерского факультета Петербургской театральной академии «не ставит спектакль, а предлагает условия на сцене», и уж поверьте, прохлаждаться актерам на этой самой сцене не приходится.
Если «Гоголь. Fatum» принимать всерьез, то постановку проще назвать «пощечиной общественному вкусу», однако все без обмана: жанр определен режиссером как летаргия, а сам спектакль – лишь «музыкально-пластические впечатления от жизни и творчества» Николая Васильевича Гоголя, который, как известно, и в жизни, и в творчестве был шутник еще тот. И в стиле Гоголя на гомельской сцене в шутку и всерьез играют со Смертью, будучи сами игрушками в руках у Фатума. Но если эту самую Смерть играет Наталия Борисовна Задорина, то не так уж она и страшна!
Поскольку автор этих строк стал далеко не первым зрителем ночного показа спектакля, то ему уже, в принципе, и сказать-то нечего, но придется.
На спектакль шла с интересом, поскольку еще весной смотрела “Oedipus”. Более того, в рамках деятельности диалог-клуба «Междуречье» присутствовала на встрече с Владимиром Ступинским – заведующим литературной частью Облдрамтеатра, отличающимся выдержанным нордическим характером и миролюбием.
Практически сразу после начала спектакля за моей спиной, в центре зала, у кого-то началась истерика. Первая мысль: «Подсадка». Вскоре убеждаюсь, что нет, поскольку и меня начинает душить дикий смех – и вмиг снимается напряжение: годами копившаяся зажатость. Театр покидала в приподнятом настроении.
Полностью согласна с режиссером в том, что «образы и пластика, не перегруженные сюжетной линией, быстрее действуют на внутренний мир зрителя», – если он у него, любимого, конечно, есть.
Погрузиться в летаргию не удалось несмотря на заявленные «минималистическую сценографию, а также световые решения: светящиеся сценические конструкции и нестандартные световые приборы».
Безусловно, спектакль оказался в хорошем смысле встряской.
Безусловно, это – новый, причем, высококачественный продукт, и если бы его привезли к нам из-за границы, народ шел бы на него толпами и приговаривал: «Круто!»
Текст или не текст зрителю нужно додумать самому. И лучше бы уж текста, надрывно выкрикиваемого 1-й и 2-й Героинями, вовсе не было, поскольку и так все ясно!
Мне кажется, худо-бедно лично я со зрительской задачей справилась, хотя, признаюсь, фишки с шубой не догнала: старшие товарищи подсказали.
Огромное спасибо всем-всем-всем создателям этого маленького арт-терапевтического чуда!