Спектакль «Метод» по пьесе каталанского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Грёнхольма» неспроста стал лауреатом «Национальной театральной премии-2018» в номинации «Лучший спектакль драмы в малой форме» в рамках V Республиканского конкурса театрального искусства.
Режиссёр Виталь Кравченко решил спектакль в жанре психологического триллера – явления популярного в кинематографе и крайне редкого на театральной сцене, – в то время как все другие режиссёры-постановщики следовали комедийному замыслу автора пьесы.
Что касается оформления сцены, художник Кристина Баранова, словно подчеркивая чистоту эксперимента, окрасила офисное пространство в исключительно белый цвет, с которым контрастируют внедрённые ею стандартная чёрная мебель, деловые и не очень, но строгие костюмы героев, живые апельсины, из которых время от времени безжалостно выжимают сок, да кое-какой мелкий реквизит – корзина для бумаг, папка с файлами (досье?), стеклянные бутылки из-под минеральной воды, круглая стеклянная ваза с выемкой по краю, позволяющей брать руки противника в плен. Есть ещё реальные облака в ясном небе – в единственном окне, расположенном под потолком (автору этих строк реально приходилось время от времени работать в школьном кабинете психологии с единственным окном – в потолке). Есть дверь, иногда вопреки инструкции оказывающаяся закрытой, и автоматически открывающаяся дверца «топки», время от времени выплёвывающей задания испытуемым.
Всё перечисленное выше изначально настраивает зрителя на серьёзный лад, но если сцену напрочь очистить от этого самого театрального реквизита, то современный офис рискует превратиться в «мягкую» комнату психиатрической клиники.
Героям спектакля – четвёрке претендентов на место коммерческого директора престижной мадридской компании «Декиа» – расслабляться некогда: побеждает сильнейший.
Дело осложняется тем, что не совсем ясны условия игры, однако предельно ясно то, что лишь один из участников тестирования получит место под солнцем, и артисты Владимир Титов, Сергей Артёменко (либо Дмитрий Попченко), Ярослав Кублицкий и Валерия Лагуто на протяжении всего спектакля не просто держат зрителя в напряжении: несмотря на предусмотренную сценарием жёсткую конкуренцию они слаженно играют одной командой, лидером которой, по безошибочному определению публики, является Владимир Титов (его даже окрестили «Главным», поскольку некоторые испанские имена, в частности, Эстебан – труднопроизносимы) – актёр, на спектакли с участием которого зритель идёт целенаправленно.
Стилистика спектакля (впрочем, эстетика – тоже…) требует от актёров от начала и до конца синхронности, строгой координации текста с физическим действием, пластикой, звуковым и световым оформлением – как ни в одном другом спектакле, ибо не допускает ни малейшей импровизации либо возможности исправить ошибку по ходу действия. Промахнись один – провалятся все! Причём, мгновенно.
Выше сказано, что жанр спектакля определён режиссёром как психологический триллер, хотя испанцы и каталонцы считают пьесу хоть и безжалостной, но весёлой комедией.
В 2003 году в Испании одновременно в двух театрах – в Мадриде и Барселоне – состоялась премьера одной и той же пьесы: кастильская и каталанская версии. (Кстати, о версиях: в Каталонии принято говорить на каталанском, но если собеседник того требует, официальное лицо обязано немедленно перейти на испанский. И всё! Кроме того, конечно, что Каталония выступает за свою независимость….)
Затем испанцы перенесли эксперимент на театральные сцены Бильбао и Авилес, где публика неизменно сопровождала действо аплодисментами и безудержным смехом. А дальше пошло-поехало!.. Так комедия начала триумфальное шествие по свету!
Работая над пьесой в рамках проекта Национального театра Каталонии в поддержку современной драматургии, автор не думал, что она выйдет настолько смешной: просто хотел «протянуть» отдельно взятых психологов, не только с умным видом проделывающих сомнительные штучки над испытуемыми, но и определяющих их дальнейшую судьбу на основании набора тестов, нередко крайне жестоких и бессмысленных. Права на обе версии – кастильскую и каталанскую – были выкуплены у автора ещё до окончания работы над нею.
В основу пьесы легли реальные события: СМИ Королевства Испания буквально взорвались, узнав, что в корзине с мусором одного из офисов обнаружились выполненные соискателями работы файлы с тестами, в которые председатель и члены отборочной комиссии беззастенчиво вносили оскорбительные комментарии сексистского и расистского характера.
«Ассиметрия между интервьируемым и интервьюёром показалась мне театральной, – признался Гальсеран. – Я заинтересовался темой, погрузился в учебники, провёл исследования и открыл для себя сюрреалистичный, абсурдный и в то же время развлекательнейший мир!» Так родилась идея написать комедию – интригующую, жёсткую – без недомолвок и вымысла.
Так называемое действие заключено в единое время и пространство. Зритель наблюдает финальный этап отбора персонала, и если изначально комедийная версия побуждает публику к рефлексии и провоцирует неутихающие споры, то что уж говорить о воздействии на нас гомельской опции-триллера?
Доподлинно известно, что в СССР не было не только «секса», но и практической психологии. После перестройки психологи разного толка взяли реванш, заполонив исключительно все сферы нашей жизни и деятельности. И если в реальной жизни исследователей проявления, форм и организации психических явлений личности любят не больше, чем контролёров, то в гомельском триллере как минимум один из них вызывает симпатию, поскольку провозглашает главенство эмпатии в межличностных отношениях (включая профессиональные) и храбро встаёт на защиту системы аксиологии – теории ценностей, существование которых оппоненты концепции подвергают сомнению.
В реальной жизни психолог – непременно талантливый актёр; более того, он должен уметь «ставить защиту», а не давать волю эмоциям, что случается ближе к финалу с одним из персонажей пьесы.
Ценен сам факт появления на сцене Гомельского городского молодёжного театра – впервые в Беларуси – рискованного спектакля, неуклонно грозящего перейти в кассовый, при условии должной его «раскрутки» для запуска в массы.
Готовя материал, автор этих строк просмотрел оригинальный кинофильм на испанском и каталанском, равно как и фрагменты нескольких вариантов испаноязычных и русскоязычных спектаклей, и должен признать: наш спектакль – действительно лучший!!! По всем параметрам!
Следует непременно отметить появление в одном из эпизодов спектакля единственного второстепенного персонажа, в народных сказках наделённого способностью помогать главным героям в разрешении сложных жизненных ситуаций (в басне Лафонтена, «Репке», «Колобке»; отчасти – в «Золушке»). Складывается впечатление, что автор пьесы даёт герою шанс, которым тот – в нашем случае – не сумеет воспользоваться. С другой стороны, как бы хтоническая мышь – явный намёк на подопытную, лабораторную…
Финал отдельно взятого спектакля «Метод», похоже, открытый, если не тупиковый: преследовала компания цель взять на административную должность «сукиного сына, прикидывающегося хорошим человеком» или, напротив, ей нужен «хороший человек, прикидывающийся сукиным сыном»?
Что касается отдельно взятых «жёстких» слов и выражений, они присутствуют в оригинальной пьесе и в кинофильме.
Справочно:
В кинофильме «Метод Грёнхольма» (2005, режиссёр Марсело Пиньейро) зритель знакомится с методом, используемым многими компаниями в мире и, главным образом, в США, при отборе персонала. Мадридская компания «DEKIA» ищет кандидата на руководящую должность. На собеседование в офис являются семь финалистов. Секретарь компании – явный провокатор – шаг за шагом «направляет» их в процессе отбора, демонстрируя холодное (если не хамское) к ним отношение.
Процесс отбора проходит в форме круглого стола. Перед каждым соискателем – ноутбук, посредством которого передаются инструкции тестов. Защищая свою позицию, герои вступают в диалог. Время от времени они выносят коллегиальное решение об исключении из игры неудачника.
Метод, предполагающий групповые тесты, напрямую не связан с предстоящей работой. Кандидаты взаимодействуют между собой, узнают друг друга, проявляют умение работать в команде, групповую динамику. Конечная цель – определить победителя.
Преимуществом метода его разработчики считают то, что люди силятся занять место под солнцем, любой ценой избавляясь от конкурентов. Альянсы заключаются исключительно с целью вытеснить слабейшего. Метод весьма агрессивен, но ряд зарубежных компаний считают его надёжным.
Опасность метода и в том, что в любой момент участники тестирования могут потерять контроль над своими действиями и напасть на соперника. Метод не отвечает ни этике, ни морали с точки зрения порядочного человека.
Если компании нужен сотрудник не просто целеустремлённый, а расчётливый «танк», не руководствующийся человеческими чувствами при принятии решений в любой ситуации, то метод достигает цели. Существуют другие методы, менее болезненные и менее деструктивные для «провалившихся» претендентов на руководящую должность.