В Беларуси с 1 октября стартует новая пенсионная реформа. В чем она заключается и что сулит будущим пенсионерам.
Основным новшеством является введение дополнительной накопительной пенсии. Суть ее состоит в том, что работники при желании смогут уплачивать страховой взнос до 10% от своей зарплаты. Дополнительный бонус к этим средствам будет начислять наниматель. Бонус работодателя должен быть равен страховому взносу работника, но не может быть более 3%. То есть, если работник решит уплачивать взнос в размере 5%, то на этот процент сократится его зарплата, а наниматель дополнительно добавит в накопительную часть пенсии максимальные 3% из уплачиваемых им взносов в ФСЗН.
Участвовать в новой пенсионной программе смогут те работники, которым остается до достижения пенсионного возраста не менее 3 лет. Накопленные средства можно будет использовать в течение либо 5, либо 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии будут проводить через компанию «Стравита». Сюда с 1 октября можно будет подавать заявление и заключать договор. Взносы на накопительную пенсию в РУСП «Стравита» будут ежемесячно перечисляться работодателем по заявлению работника. Действующие пенсионные договоры, которые белорусы уже оформили в этой или других страховых компаниях через нанимателей или самостоятельно, сохранятся. Их можно будет продолжать пополнять. Сейчас такой возможностью пользуются около 5% работников.
Внедрение накопительной пенсионной системы планируют провести поэтапно. На первом этапе дополнительные расходы на «дополнительную» пенсию хотят разделить между работником и нанимателем, последнему при этом предлагают сократить обязательные взносы в ФСЗН.
«Общий взнос работодателя на социальное (пенсионное) страхование не увеличивается. Для него будет соразмерно уменьшен тариф обязательного 28-процентного страхового взноса на пенсионное страхование», — заявляют в Минтруда.
Механизм реализации новшеств сегодня имеет множество вопросов. Сейчас для большинства нанимателей отчисления в ФСЗН на работника составляют 34% (6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование). Дополнительно 1% со своей зарплаты уплачивает сам работник. Но и этих взносов сегодня не хватает. Фонд социальной защиты для обеспечения текущих выплат уже вынужден привлекать средства республиканского бюджета. Поэтому существуют закономерные опасения, что через некоторое время выпадающие денежные поступления переложат на работников или нанимателей.
Определенный скепсис вызывает опыт проведения подобной реформы в России. Здесь еще в 2002 году в результате пенсионной реформы было принято решение для граждан младше 1967 года рождения разделить пенсию на 2 части – страховую и накопительную. Страховая часть – 16% должна была покрывать выплаты текущим пенсионерам, тогда как накопительная – 6% идти уже на будущую пенсию самого гражданина, делающего взносы. Однако баланс российского Пенсионного фонда также оказался дефицитным. В результате средства накопительного пенсионного фонда заморожены как минимум до 2024 года. Фактические это означает, что 6%, которые отчисляет работодатель с каждой зарплаты работника в пенсионный фонд в виде накоплений не существует, поскольку они тратятся на текущие расходы пенсионного фонда. Эти средства обещают учесть в будущем, однако выиграют ли от этого простые россияне пока не знает никто.
Добавляет пессимизма в оценке успешности реформы негативное влияние экономических санкций. Взносы на накопительную пенсию, которую запустят с 1 октября, работники фактически будут оплачивать из своего кармана. В условиях высокой инфляции и непредсказуемости ситуации на валютном рынке отказ от части дохода сегодня в обмен на потенциальные доходы в будущем не кажется весьма привлекательным.