Депутат Анна Канопацкая выложила на своей странице в фейсбуке проект бюджета на 2020 год. Нулевое чтение в Палате представителей планируется на 6 ноября. Деловой Гомель публикует результирующую часть пояснительной записки проекта бюджета.
При формировании проекта бюджета на 2020 год за основу принят базовый сценарий условий экономического развития. Он предполагает в 2020 году рост ВВП на уровне 101,9 процента (в 2021 году – 101,4 процента, в 2022 году – 102,1 процента), среднегодовой курс российского рубля к доллару США – 67,5 рубля, среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США – 2,2447 рубля, среднегодовую цену на нефть марки «URALS» – 60 долларов США за баррель, ставку рефинансирования на уровне 9,5 процентов, сохранение объема импорта нефти из Российской Федерации для переработки – 18 млн. тонн.
Налоговая политика на 2020 год будет осуществляться с учетом необходимости консолидации доходов бюджета в условиях реализации «налогового маневра» в Российской Федерации, а также иных факторов.
Прогнозные показатели по доходам бюджета на 2020 год учитывают:
1) дополнительные доходы в сумме 542,4 млн. рублей, которые будут сформированы за счет:
- сохранения ставок акцизов на автомобильное топливо на увеличенном с марта 2019 г. уровне (дополнительные доходы бюджета – 139,8 млн. рублей);
- стимулирования ввоза легковых автомобилей из третьих стран путем снижения в 2 раза для инвалидов I – II группы и многодетных родителей суммы подлежащих уплате таможенных платежей (200,0 млн. рублей);
- индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам, на прогнозный параметр инфляции – 5 процентов (дополнительные доходы – около 29,8 млн. рублей).
- увеличения ставок акцизов в рамках их гармонизации в ЕАЭС: на крепкие алкогольные напитки – на 6 % (34,0 млн. рублей); на табачные изделия – на 15 % на все ценовые группы (138,8 млн. рублей);
2) потери по сравнению с 2019 годом доходов на сумму 1 883,7 млн. рублей от:
- реализации «налогового маневра» в Российской Федерации. Потери республиканского бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты составят 537,2 млн. рублей (239,3 млн. долларов США).
- прекращения срока действия договоренностей с Российской Федерацией в нефтегазовой сфере. Потери республиканского бюджета оцениваются в размере 950,9 млн. рублей (423,6 млн. долларов США);
- отмены ограничения по принятию к вычету «входного» НДС в части импорта потребительских товаров. Потери консолидированного бюджета составят 118,5 млн. рублей;
- снижения с 2,5 до 2,0 раз предельного размера повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов. Потери местных бюджетов оцениваются в размере 226,5 млн. рублей;
- снижения кадастровой стоимости земель общественно-деловой и производственной зон. Потери местных бюджетов по земельному налогу оцениваются в размере 50,6 млн. рублей.
Кроме того, в составе доходов бюджета учтены:
- зачисление в бюджет Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации – 1 069,4 млн. рублей (476,4 млн. долларов США);
- взимание вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения по ставке 55 евро за тонну и объема их экспорта 9,96 млн. тонн (1,4 млрд. рублей);
- перечисление трансферта из бюджета г. Минска в республиканский бюджет в сумме 857,6 млн. рублей.
Налоговая нагрузка в 2020 году не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы (не более 26 процентов к ВВП), и при учтенных в проекте бюджета условиях прогнозируется в размере 24,3 процента к ВВП.
В 2020 году доходы консолидированного бюджета в целом прогнозируются в сумме 39,5 млрд. рублей (с дополнительными поступлениями от применения повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога), что выше ожидаемого исполнения 2019 г. на 426,5 млн. рублей, или на 1,1 процента. При этом уровень централизации снижается на 1,5 процентных пункта (с 29,4 до 27,9 процента).
В 2020 году доходы республиканского бюджета в номинальном выражении к оценке исполнения 2019 года увеличатся на 64,2 млн. рублей, или на 0,3 процента, доходы местных бюджетов увеличиваются
на 462,7 млн. рублей, или на 3,0 процента к оценке исполнения 2019 года.
В доходах республиканского бюджета налоговые доходы составляют 19 801,3 млн. рублей, неналоговые доходы – 3 218,7 млн. рублей, безвозмездные поступления – 1 405,7 млн. рублей.
В состав республиканского бюджета включены государственные целевые бюджетные фонды в общей сумме 959,9 млн. рублей, в том числе: республиканский централизованный инновационный фонд – 165,3 млн. рублей, фонд национального развития – 105,2 млн. рублей, республиканский дорожный фонд – 616,4 млн. рублей, республиканский фонд гражданской авиации – 28,0 млн. рублей, республиканский фонд универсального обслуживания – 45,0 млн. рублей.
Дефицит республиканского бюджета предусмотрен в размере 995 млн рублей.