Высшее образование является одной из наиболее критикуемых сфер белорусского общества. У старшего поколения, воспитанного во времена Советского Союза, до сих пор наличие диплома о высшем образовании ассоциируется с возможностью реализации успешной карьеры и высоким заработком. Еще два десятилетия назад наличие высшего образования предполагало более высокий социальный статус его обладателя. Сегодня эти времена ушли в прошлое. Несоответствие подготавливаемых специальностей требованиям рынка, стремительно падающий уровень подготовки студентов, снижение ценности диплома при поиске места работы – это далеко не полный перечень проблем, стоящих перед высшим образованием.
На первый взгляд может показаться, что перечисленные проблемы слабо связаны друг с другом и являются неизбежными издержками адаптации старой советской системы образования к новым рыночным условиям. Однако более пристальный взгляд на ситуацию показывает, что все возникающие сложности являются следствием одного и того же процесса, который мы наблюдали на протяжении более десяти лет. Этот процесс наглядно иллюстрируют статистические данные, представленные на рисунке.

Количество вузов и студентов в Республике Беларусь с 2001 по 2017 годы.
Если количество высших учебных заведений за 14 лет сократилось на 12%, то количество студентов за десятилетие с 2002 с 2012 годы выросло почти в полтора раза. Последовавшее затем снижение численности студентов было вызвано вовсе не сменой политики, а лишь вхождением страны в очередную демографическую яму. Тех, кто способен был учиться в вузе, в Беларуси просто не осталось.
В результате с начала XXI века охват молодежи высшим образованием вырос почти в два раза. В 2014 году по данным ЮНЕСКО в Беларуси численность студентов по отношению к численности населения соответствующего возраста составила 91,5%.
Еще на стыке веков количество выпускников высших учебных заведений было в 3 раза меньше, чем количество выпускников средних школ. В результате вузы получали возможность отбирать наиболее талантливых и способных молодых людей. Те, кто не соответствовал критериям отбора, могли продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях. И даже там места хватало далеко не каждому.
То, к чему неуклонно шла система образования в последние десятилетия в 2013 году, наконец, свершилось. Впервые в истории Беларуси количество выпускников учреждений высшего образования превысило количество выпускников средних общеобразовательных школ.
Качество высшего образования как жертва политической стабильности
Для чего же понадобилось делать высшее образование максимально массовым?
Одна из причин в кулуарах Министерства образования причина была сформулирована достаточно четко: для противодействия волне цветных революций необходимо установить контроль над максимально большой частью прогрессивной молодежи, которая традиционно составляет наибольшую часть протестного электората.
Задача выполнялась двумя путями. С одной стороны были ужесточены требования лицензирования для вузов. В результате чего количество учреждений высшего образования сократилось на 5 единиц. А с другой стороны вузы, прошедшие лицензирование получили возможность увеличить плановый набор студентов. Для этого многие государственные университеты стали активно предлагать непрофильные, но популярные среди абитуриентов специальности, такие как экономика, право, коммуникации. В результате на этих специальностях стало обучаться более 40% всех белорусских студентов.
Для реализации поставленной задачи весьма кстати оказалась разработанная система централизованного тестирования. Централизованное тестирование предполагает использование 100-балльной шкалы. До определенного момента положительной оценкой считался даже 1 балл, получить который можно было случайным образом. Кроме того, к вступительным испытаниям допускались абитуриенты, имеющие в аттестате оценки ниже 3. В результате созданная на этом этапе система приема в вузы предполагала, что поступить в высшее учебное заведение сможет практический каждый гражданин Республики Беларусь, имеющий среднее образование, вне зависимости от наличия у него определенного багажа знаний.
Абитуриенту предоставлялась возможность пройти централизованное тестирование только по трем выбранным предметам. Таким образом, исключалась возможность подачи документов на специальности, предполагающие разные дисциплины централизованного тестирования. Например, абитуриенты, планирующие поступать на правоведение и сдававшие тест по обществоведению, утрачивали возможность подать документы на другие специальности. Такая ситуация вынуждала многих абитуриентов выбирать для поступления наиболее распространенные специальности, что давало возможность в случае непрохождения по конкурсу в одном вузе подавать документы на поступление на данную специальность в другой вуз с меньшим конкурсом. Таким образом в очередной раз подстегивался спрос на популярные экономические специальности, невзирая на прогнозируемые сложности с последующим трудоустройством.
Неотложная политическая задача, поставленная перед системой высшего образования в период цветных революций, была успешно решена. Однако спустя годы последствия принятых мер негативно отразились на белорусском рынке труда.
Последствия для рынка труда
Недальновидная политика в сфере высшего образования больно ударила по… самой же системе образования. Овладение педагогическим мастерством, для того чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» представляется сомнительной перспективой для нынешнего поколения абитуриентов. Поэтому наименьшей популярностью среди поступающих в последнее годы стали пользоваться именно педагогические специальности. В результате педагогические кадры много лет формировались по остаточному принципу. Сегодня это вселяет большую тревогу за нынешнее поколение школьников, которое вынуждено посещать занятия у учителей, которые в свое время и сами-то не могли должным образом освоить школьную программу по соответствующим предметам. При этом важно отметить, что обучение таких «горе-учителей» осуществлялось за счет средств государственного бюджета.
У молодых педагогических работников недостаточно квалификации, однако у них нет больших проблем с трудоустройством. Значительно хуже ситуация у выпускников, например, экономических специальностей. Такого количества экономистов нашей стране просто не нужно. Как следствие, многих выпускников в итоге ожидало разочарование, связанное с невозможностью найти работу по полученному профилю.
В результате стремление собрать в университете как можно большую часть молодежи оказалось миной замедленного действия. Теперь эта молодежь вышла из стен университета и требует для себя место работы согласно полученной квалификации, чего власти обеспечить сегодня не могут. Отсюда мы видим признаки массового недовольства, выражающиеся в маршах рассерженных по всей стране.
Те изменения в системе высшего образования, которые происходят сегодня, можно назвать работой над ошибками. Сначала были увеличены минимальные баллы, необходимые для успешного прохождения централизованного тестирования. Затем вузы стали активно сокращать плановый набор, жертвуя в первую очередь непрофильными специальностями. Ко двору пришлась даже идея присоединения к Болонскому процессу. В частности это дало возможность активно развивать двухступенчатую систему образования. В результате в условиях неблагоприятной демографической ситуации, поддержание контингента обучающихся осуществляется преимущественно за счет магистрантов, численность которых за последние пять лет увеличилась в два раза.
Активная пропаганда обучения в магистратуре несет положительный эффект и для рынка труда. Дополнительные два года учебы позволяют вчерашним студентам менее болезненно реагировать на недостаток рабочих мест.
Однако надо признать, что проводимые изменения позволяют несколько улучшить ситуацию, но не решают самой проблемы. Корень же проблемы состоит в том, что высшая школа все эти годы выполняла не столько образовательную, сколько воспитательную функцию. Изменения к лучшему возможны только тогда, когда квалифицированный труд, основанный на качественных знаниях и умениях полученных в университете, будет находить адекватное материальное вознаграждение. Пока такие перспективы не просматриваются. А значит, очередная реформа может стать лишь очередной попыткой имитации бурной деятельности.
Источник: Новы час