Сегодня ни для кого не секрет, что сельское хозяйство является краеугольным камнем не только белорусской экономики, но и всей политической системы страны. Многие ключевые посты в ветвях исполнительной власти отданы в руки руководителей, проявивших себя в сфере сельского хозяйства. А задачи, решаемые сельским хозяйством, трактуются не менее как проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны.
В этой связи совсем не удивительно, что расходы консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства Беларуси сопоставимы с совокупными расходами на национальную оборону, судебную, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.
Тем не менее, кризис в белорусской экономике вынуждает сокращать объемы финансирования даже в этой, казалось бы, неприкасаемой отрасли.
Государственные расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность и их доля в консолидированном бюджете Беларуси в 2010-2015 гг., млрд USD
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь
Несмотря на сокращение доли расходов государственного бюджета на поддержку сельского хозяйства, сумма государственной поддержки все равно продолжает впечатлять. Так в 2015 году расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность составили 18365,1 млрд BYR, что по среднегодовому курсу Национального банка Республики Беларусь эквивалентно 1,16 млрд USD.
Для понимания масштабов финансирования отметим, что размер государственной поддержки в 2015 году составлял более 22% себестоимости реализованной сельхозпроизводителями продукции. А пятью годами ранее сумма бюджетного финансирования доходила и вовсе до 36% себестоимости сельхозпродукции.
Тем не менее, мнение о том, что белорусские сельскохозяйственные организации купаются в деньгах, является глубоким заблуждением. Ведь конечным получателем основной части бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, являются вовсе не сельскохозяйственные организации, а белорусские банки. Государственная поддержка же состоит в компенсации процентов по банковским кредитам, выдаваемых сельскохозяйственным организациям.
Поэтому, инвестируя в перспективное развитие, сельскохозяйственные организации вынуждены полагаться в основном на собственные средства.
Инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь в 2011-2015 гг., млрд р.
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
Доля бюджетных средств в финансировании основных средств сельскохозяйственных организаций в 2015 году составила лишь 5,7%. Причем последние пять лет данный показатель не превышал 9%.
После 2013 года наблюдается существенное сокращение инвестиций в основной капитал из всех внешних источников финансирования. В результате инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных организаций за два последние года сократились с 3,1 млрд USD до 1,3 млрд USD. И это вызывает определенную тревогу, поскольку в результате сокращения внешнего финансирования коэффициент обновления основных средств сельскохозяйственных организаций с 2012 года сократился почти в полтора раза.
В связи с сокращением притока инвестиций доля собственных средств в финансировании инвестиций в основной капитал за последние пять лет выросла с 41% до 70%.
К сожалению, созданная система государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в последние годы не приносит ожидаемого результата. И, в первую очередь, это выражается в снижении показателей эффективности работы сельского хозяйства страны.
Динамика показателей эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций Гомельской области за 2009-2013 гг.
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
Несмотря на то, что государственная поддержка сельскохозяйственных организаций предполагает компенсацию процентов по кредитам банков, удельный вес просроченной кредиторской задолженности вырос с 17,9 % до 29,2 %. Рентабельность продаж снизилась до минимума. В 2015 году ее значение составило лишь 1,1%. Удельный вес убыточных организаций с каждым годом возрастает и достиг уже 22%, что соответствует показателям 90-х годов прошлого века. Причем за последний год доля убыточных организаций выросла в два раза.
Низкие показатели эффективности работы сельскохозяйственных организаций можно было бы списать на общее состояние белорусской экономики, если бы не динамика показателей урожайности в растениеводстве.
Соотношение средней урожайности в 2013-2015 гг. к средней урожайности в 2010-2012 гг., %
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
Поскольку урожайность сельскохозяйственных культур в большой степени зависит от погодных условий, то для объективности сравнение проведено на основе усредненных данных за трехлетний период.
Из полученных данных видно, что увеличение урожайности произошло лишь по зерновым, зернобобовым культурам и рапсу. Максимальные показатели урожайности по большинству выращиваемых культур были достигнуты 5-7 лет назад и технологического прорыва здесь в ближайшие годы не ожидается.
Такая ситуация характерна не только для растениеводства. В последние годы застой наблюдается даже в ранее активно прогрессирующем животноводстве: максимальные объемы реализации скота, птицы и яиц были достигнуты в 2013 году, а динамика удоя молока перешла от постоянного роста к колебательному движению.
Еще одна глубинная проблема рынка сельскохозяйственной продукции заключается в постепенном сокращении количества подсобных хозяйств населения. В результате, если в 2010 году населением Беларуси сдавалось 6804,4 тыс. т картофеля и 1891,5 тыс. т овощей, то в 2015 году уже лишь 4758,2 тыс. т и 1168,3 тыс. т соответственно, то есть примерно на треть меньше.
В связи с этим совсем не удивительно, что впервые с начала века белорусский экспорт сельскохозяйственных продуктов почти сравнялся с импортом.
Соотношение экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции в 2010-2015 гг. млн USD
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
За последние два года экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции сократился на 23% и опустился ниже уровня 2012 года. Если тенденция продолжится и дальше, то уже по итогам нынешнего года Беларусь будет иметь отрицательный внешнеторговый баланс по сельскохозяйственной продукции. Это может означать только одно: государственная программа обеспечения продовольственной безопасности страны с треском провалилась.
И в этой связи показательным является сравнение эффективности работы сельскохозяйственных организаций, являющихся основными получателями государственной поддержки, с крестьянскими фермерскими хозяйствами.
В молочном животноводстве крупные сельскохозяйственные организации демонстрируют более высокую эффективность. Удой молока в последние пять лет здесь был в среднем на 21,3% больше, чем в фермерских хозяйствах.
В растениеводстве же преимущество крупных сельскохозяйственных организаций наблюдается только в выращивании зерновых, зернобобовых культур и свеклы. По остальным сельскохозяйственным культурам урожайность фермерских хозяйств выше: картофеля – на 1,6%, овощей – на 33,9%, а плодов и ягод и вовсе более чем в 2 раза.
Таким образом, в сельском хозяйстве современной Беларуси никак не проявляет себя эффект масштаба. Это наглядно подтверждает сравнение показателей эффективности работы организаций.
Рентабельность продаж сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств в 2010-2015 гг.
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
На протяжении последних шести лет рентабельность продаж сельскохозяйственных организаций была значительно ниже, чем у крестьянских фермерских хозяйств. Несмотря на все проблемы белорусской экономики, средний показатель рентабельности фермеров не снижался ниже 20%. В итоге в 2015 году рентабельность фермерских хозяйств была в 43 раза выше, чем у крупных сельскохозяйственных организаций.
Разительно отличаются и показатели платежеспособности организаций.
Удельный вес просроченной кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств в 2010-2015 гг.
Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь
Если у фермерских хозяйств Беларуси доля просроченной кредиторской задолженности последние шесть лет остается в пределах 6-8%, то сельскохозяйственные организации, напротив, с каждым годом накапливают просроченные долги, удельный вес которых достиг уже почти 30%. Такой высокий процент «плохих» долгов создает существенные проблемы уже для всей белорусской экономики.
Проведенный анализ показывает, что сформированная система государственной поддержки сельского хозяйства, в конечном счете, не оправдала себя. Бюджетные средства выделялись не столько на перспективное развитие сельскохозяйственных организаций, сколько на поддержание их текущей деятельности. Однако созданные на определенном этапе тепличные условия для сельскохозяйственных организаций, оказали им медвежью услугу. «Сев на иглу» регулярной государственной поддержки, крупные сельскохозяйственные организации потеряли рыночные стимулы для развития.
Общий рост белорусской экономики до определенного момента позволял скрывать проблемы низкой эффективности сельского хозяйства. Однако с приходом экономического кризиса в один момент обесценились все те миллиарды долларов, которые государство вложило в поддержку сельского хозяйства за последние десятилетия.
Источник: Новы час