Чем ближе дата запуска первого энергоблока Белорусской АЭС, тем острее становятся дискуссии, посвященные проблеме обеспечения энергетической безопасности страны. Экологи априори отрицают целесообразность строительства атомной электростанции, напоминая нам о чудовищных последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. Сторонники «зеленой» энергетики не видят альтернативы развитию возобновляемых источников энергии, признавая за ними будущее. Представители Министерства энергетики и прочие государственники, наоборот, весьма скептически относятся к потенциалу развития альтернативной энергетики, обосновывая это тем, что возобновляемыми источниками энергии невозможно заменить базис существующей энергетической системы Беларуси. Сторонники атомной энергетики самым главным доводом в пользу строительства АЭС считают низкую себестоимость производимой на ней электрической энергии.
Сложность и многогранность современной энергетики такова, что каждая точка зрения по-своему верна в том случае, если рассматривать проблему под определенным углом. Для того, чтобы отделить реальное положение вещей от пропаганды определенных идей, представим современное состояние энергетической системы на упрощенном, но понятном большинству уровне.
Все, что надо знать для понимания устройства энергосистемы
Выделим четыре понятия, которые являются ключевыми для понимания устройства энергетической системы Беларуси:
1. Установленная мощность энергосистемы - номинальная активная мощность генераторов электрических станций энергетической системы. То есть это тот объем мощности, который гипотетически способна выдать вся энергосистема страны. Данный параметр лишь косвенно характеризует энергетическую систему, поскольку в реальности вся мощность генераторов электрических станций не используется. Однако парадокс состоит в том, что именно этот показатель используется в качестве отправной точки при принятии решений о вводе новых мощностей.
Мощность энергетической системы Беларуси на конец 2015 года составляла 8980,4 МВт. Из них на возобновляемые источники энергии приходится только 92,4 МВт, то есть чуть более 1%.
2. Максимальная нагрузка в энергосистеме – фактическая пиковая мощность в энергосистеме. До настоящего времени максимальная нагрузка в белорусской энергосистеме не превышала 6554 МВт. Таким образом, в резерве у нас находится более 2300 МВт мощностей, что составляет более 35% от максимальной потребности.
Резерв мощностей имеет ключевое значение для энергосистемы. В случае аварийной остановки энергоблоков требуется за короткое время восстановить плановую мощность энергосистемы. Для этой цели предусмотрено содержание в энергосистеме горячего и холодного резервов, величина каждого из которых в соответствии с существующими нормативами равна мощности самого крупного блока в энергосистеме. До настоящего времени самым крупным энергоблоком в Беларуси является парогазовый блок установленной мощностью 427 МВт Лукомльской ГРЭС. С вводом в эксплуатацию первого блока Белорусской АЭС в 2018 году размер холодного и горячего резерва должен быть увеличен до 1200 МВт. А в 2020 году после достижения суммарной мощности АЭС 2388 МВт, общую мощность, находящуюся в резерве, планируется довести до 3300 МВт за счет поддержания в работоспособном состоянии и использования частично отработавших свой срок блоков на Лукомльской ГРЭС, а также других мощностей на действующих электростанциях.
3. Потребление электроэнергии – суммарный накопленный объем потребленной электроэнергии за год. Если нагрузка в энергосистеме постоянно изменяется в зависимости от времени суток, сезонности и многих других факторов, то суммарный годовой объем потребления электроэнергии связан с темпами развития экономики. Потребление электроэнергии - очень важный показатель, поскольку именно от него зависит окупаемость инвестиций, связанных с введением новых энергетические мощностей.
Максимальный объем потребления в Беларуси был достигнут в 2012 году и составил 38,4 млрд кВт-ч. Последовавший затем кризис белорусской экономики привел к сокращению совокупного потребления электроэнергии до 36,8 млрд кВт-ч.
4. Потребление энергоносителей – годовой расход топлива, необходимого для функционирования энергетической системы. Именно проблема топлива явилась краеугольным камнем разработки концепции энергетической безопасности Беларуси. Дело в том, что на сегодняшний день примерно 96% топлива, используемого в белорусской энергетике, - это природный газ, поставляемый из России. Фактически это означает полную зависимость белорусской энергосистемы от политики Москвы.
Помимо энергетической зависимости от России, к изменениям в энергетической системе страны подталкивала необходимость замены и модернизации старых и низкоэффективных мощностей, а также прогнозируемый рост потребления энергетических ресурсов. Модернизация объективно назрела. Однако взгляды на то, как ее проводить, диаметрально разошлись.
Эволюция или революция?
Путей развития белорусской энергетики было всего два.
1) Эволюционный путь - зеленая энергетика. Возобновляемая энергетика стала основным трендом 21 века. Ее развитие открывает человечеству практически безграничные возможности. Основным сдерживающим фактором развития возобновляемой энергетики являлась относительно высокая цена производимой энергии. Однако технологии стремительно идут вперед, и в некоторых странах уже сегодня себестоимость альтернативной энергии сравнялась со стоимостью угольной и газовой энергии. Особые надежды связываются с развитием солнечной энергии, которая в достатке имеется и в Беларуси.
У возобновляемой энергетики есть один существенный минус – нерегулярный объем производства электроэнергии. Из-за этого она не может стать базисом энергетической системы. Базис могут составлять только те станции, которые способны производить электроэнергию круглосуточно в одинаковом объеме. В Беларуси эта роль сегодня возложена на тепловые электростанции.
В то же время возобновляемая энергетика позволяет увеличивать энергетические мощности небольшими темпами, причем без огромных инвестиционных затрат. Например, стоимость строительства солнечной электростанции в Брагинском районе Гомельской области максимальной мощностью 22,7 МВт составляет примерно 22 млн долларов. При условии 30% эффективности создание 1 МВт мощности солнечной энергии будет стоить около 3 млн долларов.
2) Революционный путь – атомная энергетика. Себестоимость производства атомной энергии на сегодняшний день принято считать наиболее дешевой. Формально это так. Но все не так просто. За возможность производства дешевой энергии необходимо немало заплатить. В нашем случае ввод в эксплуатацию обойдется примерно в $10 млрд., из которых более полумиллиарда пойдут только на интеграцию АЭС в баланс существующей энергосистемы. В результате создание 1 МВт мощности атомной энергии обойдется в 4,2 млн долларов, то есть на 40% дороже, чем солнечной.
Сторонники строительства АЭС заявляют о том, что себестоимость производства атомной электроэнергии будет в 1,5-2 раза ниже по сравнению с тепловыми станциями. Однако сравнительно низкая себестоимость отнюдь не означает окупаемость проекта.
Для доказательства можно сделать стандартные расчеты, применяемые при разработке инвестиционных проектов, используя те данные, которые мы знаем о будущей АЭС, а именно:
- плановый годовой объем производства электроэнергии после введения второго энергоблока АЭС в 2020 году – 7,1 млрд. кВт- ч;
- срок эксплуатации АЭС – 50 лет.
Стандартный расчет внутренней нормы доходности показывает, что окупаемость АЭС через 50 лет при ставке дисконтирования 2% годовых произойдет в том случае, если прибыль, получаемая с 1 кВт-ч. составит 4,5 цента.
При условии сохранения тарифов на электроэнергию и объемов производства на уровне 2020 года дополнительную прибыль логично связать с разницей между нынешней себестоимостью производства электроэнергии и будущей себестоимостью производства энергии на АЭС. Поскольку сегодня себестоимость производства электроэнергии на ГРЭС составляет менее 6 центов, это означает, что без увеличения тарифов на электроэнергию строительство АЭС не окупится никогда.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что для функционирования АЭС необходимо создать горячий и холодный резерв, о котором говорилось ранее. Поддержание холостой работы старых генерационных мощностей также увеличит себестоимость производимой энергии.
Встав на путь развития атомной энергетики, белорусские власти оказались перед сложной дилеммой: либо увеличивать тарифы на электроэнергию, создав колоссальные проблемы для белорусских производителей, либо всячески стимулировать объемы потребления электроэнергии внутри страны.
Прогноз ценой в миллиарды долларов
Почему же так получилось, что при разработке концепции энергетической безопасности был сделан выбор в пользу весьма дорогого, неэффективного и столь непопулярного в обществе проекта, как строительство АЭС?
Как это ни банально – все дело в особенностях белорусской экономической модели. Разработчики программы, похоже, всерьез верили в постоянный рост белорусской экономики. В 2007 году они прогнозировали, что потребность в электроэнергии в Беларуси к 2015 году составит 42,5 млрд кВт-ч., а к 2020-му – 47,1 млрд кВт-ч. Пиковая мощность системы по прогнозам в 2015 году должна была составить 7335 МВт, а к 2020 году - 8128 МВт.
И даже тогда, когда в 2009 году белорусская экономика столкнулась с первыми серьезными проблемами, ни у кого не хватило смелости свернуть еще не начатый неэффективный проект. Зато в 2016 году прогнозы оказались намного более приземленными (рисунок 1).
Прогноз Министерства энергетики Республики Беларусь по потреблению электрической энергии и максимальной нагрузке в энергосистеме
Таким образом, нынешние оптимистические планы потребления и максимальной нагрузки в энергосистеме отличаются от прогнозов десятилетней давности на 20%.
Исходя из нынешних прогнозов, более логичным кажется не наращивание энергетических мощностей за счет АЭС, а именно диверсификация за счет активного использования возобновляемых источников энергии.
Перспективы возобновляемой энергетики
Что же сегодня ждет возобновляемую энергетику в Беларуси? На первый взгляд может создаться впечатление, что развитие возобновляемых источников энергии все еще остается в качестве приоритетов. В стране принят закон «О возобновляемых источниках энергии», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведет кадастр возобновляемых источников энергии, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих намерение осуществить создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, предоставляются определенные льготы. Однако если присмотреться более внимательно, то становится очевидным, что развитие зеленой энергетики начинает отодвигаться на второй план.
Согласно новой концепции энергетической безопасности Беларуси установлено, что плановая доля производства (добычи) энергии из возобновляемых источников будет увеличиваться на 1 процентный пункт каждые пять лет, составив к 2035 году всего 9%. Это при том, что нормальный уровень показателя установлен в размере 15%.
Долю возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году планируется увеличить всего до 2,4%.
Планируемая доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в Республике Беларусь в 2015-2020 гг.
В 2015 году предпринимателей, занимающихся производством возобновляемой энергии, ожидали сразу два сюрприза. С одной стороны, Министерство экономики снизило тарифы на покупку электрической энергии, производимой из возобновляемых источников. В частности, было установлено, что через 20 лет покупка будет осуществляться лишь примерно за половину тарифа, установленного для промышленности. А с другой стороны, указом Президента были введены квоты на строительство установок, использующих возобновляемые источники энергии. Организации, не сумевшие попасть в квоты, теперь сразу вынуждены продавать электроэнергию на 30% дешевле тарифа, установленного для промышленности.
Установление данных мер свидетельствует о том, что государство более не желает стимулировать массовое развитие альтернативной энергетики. Возможным поводом для такого решения является будущий переизбыток мощностей энергосистемы, вызванный вводом в строй Белорусской АЭС. Все это говорит о том, что строительство АЭС было самой большой экономической ошибкой в суверенной истории Беларуси.
Источник: Новы час