Гомель
+30°C

Учитель из Гомеля растит гениальных программистов

Его самого известного воспитанника — Геннадия Короткевича — зовут работать в Google и называют гением спортивного программирования. Но мало кто знает, что за знаменитым белорусом стоит не менее талантливый педагог, который вывел подготовку юных программистов в стране на новый уровень. Помнят ли известные воспитанники своего “тренера”? Журналисты rebenok.by поговорили с Михаилом Долинским, педагогом из Гомеля, ученики которого прославились на весь мир и работают в крупнейших ИТ-компаниях.

Михаил Долинский окончил математический факультет Гомельского государственного университета им.Ф.Скорины по специальности «теоретическая кибернетика» в 1979 году. Еще будучи студентом начал заниматься программированием. С 1983 года стал обучать программированию школьников на базе университета, а с 1997 года — на базе кабинета информатики СШ 27 г. Гомеля, спустя 2 года — с помощью сайта DL.GSU.BY Разговор с педагогом мы начали с вопросов о будущем самого известного выпускника Гены Короткевича. Недавно молодой белорус в 6-й раз был назван лучшим программистом в мире.

— Очевидно, что перед ним открыты все двери и дороги, а какую именно он выберет (или выберет его провидение) совершенно непонятно не только мне, но пока, думаю, и ему самому.

Как он смог добиться таких результатов? Краеугольные камни успеха, по-моему, таковы:

— хорошее честолюбие, которое ему передалось с генами от папы;

— интерес к процессу «спортивного программирования», который и является основой его огромного труда в этой области;

— способности, выращенные в талант родителями;

— возможность начать заниматься программированием еще в дошкольном возрасте, что обеспечило ему огромную фору во времени по сравнению с соперниками-школьниками.

Хотел бы я, чтобы он продолжил мое дело? Я не могу этого хотеть ни относительно его, ни относительно любого другого ученика. Им нужно удовлетворять свои естественные потребности, содержать семьи, поддерживать родителей и.т.д. Продолжение моего дела не может все это обеспечить. Я уже не говорю о том, что даже при условии достаточного материального обеспечения надо, чтобы было желание и умение этим заниматься.

"Дети всего добиваются своим трудом"

Когда говорят о таланте известных выпускников, имя учителя Долинского почти никогда не упоминают. Собеседник уверяет, что он на это не обижается. — Эти ребята всего добиваются своими талантами и своим трудом. Вот, например, Дима Богданов. Он изобрел механизм attention и работает с лауреатом премии Тьюринга. Сначала его старшая сестра Марина стала первой девочкой в Беларуси, которая поехала в 1995 году на Международную олимпиаду по информатике, где недобрала всего несколько баллов до бронзовой медали. А в 8-ом классе папа привел ко мне Диму. В 10-м классе Дима стал чемпионом Республики и перешёл в 11-ый класс в Лицей БГУ. А в 11-ом классе (в 2009 году) Дима завоевал золотую медаль на Международной олимпиаде по информатике.

Или, например, буквально на днях Сергей Процкий завоевал серебряную медаль на Международной олимпиаде по информатике 2019 года. Сергей начал заниматься у меня будучи дошкольником. В 6-ом классе впервые попал на Республиканскую олимпиаду. Следующие три года он привозил в Гомель дипломы Республиканской олимпиады. А в сентябре 2018 года уехал учиться в Лицей БГУ.

Главный предмет гордости

Михаил рассказывает, что как только пришли первые успехи и его ученики стали брать медали на международных олимпиадах, был создан сайт, где можно проследить выдающиеся успехи школьников Гомельщины.

— В 1997 году гомельчанин Артем Кузнецов стал абсолютно лучшим в Беларуси и завоевал первую гомельскую медаль на Международной олимпиаде по информатике. Тогда у нас и появился спортивный интерес, и мы автоматизировали процесс учета успехов, создав сайт Гомельчане на олимпиадах по программированию. Это главный предмет для гордости.

Ученики не забывают своего учителя

С бывшими учениками Михаил иногда общается по электронной почте. Временами кто-то по старой памяти заглядывает в школу рассказать, где сейчас и чем занимается. Очень полезно, когда их рассказ слышат дети, которые сейчас еще учатся. — Понятно, что все эти ребята сейчас прекрасно профессионально устроены. Работают в Гомеле, Минске, ближнем и дальнем зарубежье, включая такие корпорации как Google и Intel. Но все равно меня не забывают. Недавно (в феврале 2018) многие пришли, чтобы поздравить меня с 60-летием.

"По большому счету это у меня такое хобби"

В соцсетях промелькнул комментарий о том, что Михаил Долинский занимается с детьми на общественных началах, а работает он совсем в другом месте. Правда ли это, откуда и для чего такой энтузиазм? — С детьми я занимаюсь не совсем на общественных началах. Какие-то часы оплачиваются в рамках законодательства. Но, конечно, я работаю намного больше по времени, чем мне за это платят (не говоря уже о качестве работы). А для школьников обучение бесплатное. По большому счету это у меня такое хобби. А когда пришли успехи на республиканской и международной арене, появился и спортивный интерес. Все это зиждется на фундаменте понимания, что мой труд приносит огромную пользу. Причем не только таким, как Гена и Дима или тем, кто получил фундамент профессионального образования и впоследствии современную профессию с высокой зарплатой, емким рынком труда, огромным выбором сферы приложения. Мой труд приносит пользу даже тем (а таких большинство, на самом деле), которые у меня еще до поступления в ВУЗ попробовали программирование, поняли, что это такое, и стали искать другое место в жизни.

Откуда столько медалей?

В январе 2019 года система обучения Долинского стала лауреатом открытого Всероссийского конкурса, где подробно описаны ее особенности.

Вот какие преимущества выделяет сам учитель:

— полная поддержка обучения на сайте DL.GSU.BY. На сайте ученик получает задания и объяснения, отправляет решения на проверку, которая осуществляется автоматически. Результат проверки предъявляется ученику в течение нескольких секунд. Поддерживаются таблицы результатов для сравнения своих успехов с достижениями других учеников.

— нулевой порог входа, то есть начинать занятия можно практически в любом возрасте, начиная от дошкольного. Не предъявляется никаких предварительных требований к знаниям и умениям. Стартовый пакет заданий ориентирован на развитие базовых мыслительных операций и не требует даже умения читать.

— обучение отталкивается от задач. Ученику предлагается задача, если он в состоянии — он ее выполняет, и система автоматически предлагает ему следующую задачу. Если нет – нажимает кнопку «Не знаю» и получает систему подводящих заданий, которые научат его решать данную задачу. Есть кнопка «Я понял», позволяющая вернуться к исходной задаче.

— минималистский подход к теории. Мы не рассказываем ее «впрок». Только то, что требуется для решения конкретной задачи, и только если ученик нажал кнопку «Не знаю».

— региональные олимпиады по программированию для учеников 1-4 классов. Их результаты точно показывают каждому ученику, какие темы он изучил, а какие ему еще предстоит изучить.

— подготовка к олимпиадам 5-8 классов. При регулярных занятиях многие ученики 1-4 классов «опережают свое время» и своих сверстников, поэтому мы предлагаем ученикам младшей школы готовиться к олимпиадам средней школы и эффективно участвовать в них.

— специальный курс по решению математических задач. Практика показывает, что успехи в олимпиадном программировании сильно связаны с математической подготовкой.

— мотивирующие конкурсы. Чтобы активизировать самостоятельную работу учеников дома, у бабушки, в санатории, мы проводим Кубки: «Осенний», «Зимний», «Весенний», «Летний», «Персона Года» – кто больше всех решит задач за осень, зиму, весну, лето, целиком за учебный год (от осени до лета включительно), соответственно.

— доказанная практикой масштабируемость обучения. В настоящее время на сайте зарегистрированы 33 педагога из Беларуси, России, Армении, которые обучали в течение 2018-2019 учебного года более 4000 учеников.

— результативность. Ребята, которые занимаются в описанной выше системе регулярно становятся дипломантами городских, областных, республиканских и международных олимпиад. С 1997 года гомельчане завоевали 31 медаль международных олимпиад по информатике, 234 диплома и 32 похвальных отзыва с республиканских олимпиад по информатике .

— низкие требования к профессиональной квалификации учителя. Благодаря сайту по большому счету от учителя требуется открывать/закрывать класс, доброжелательно относиться к детям, поддерживать рабочую атмосферу в классе, объяснить детям, как работать дома. Но, конечно, если учитель заинтересован в лучшем результате, он и сам захочет учиться и станет думать, как мотивировать/учить лучше.

Такая система эффективно применяется, развивается и совершенствуется уже более 20 лет.

ZeXnHgJYFKA.jpg

Топ-7 вопросов педагогу:

1. Не думали ли вы о том, чтобы работать в топовой ИТ-фирме и зарабатывать большие деньги?

— Наверное, я опоздал по возрасту. Кроме того, мне во многом нравится моя работа и в школе, и в университете.

2. Что важнее: талантливый педагог или трудолюбивый ученик?

— Мне кажется, нельзя противопоставлять одно другому: и то, и другое — необходимые слагаемые успеха конкретного ученика.

3. Как вы отбираете ребят для обучения?

— У меня действует естественный отбор. Пока человеку нравится заниматься — он ходит. Я никого не выгоняю.

4. Как определяете талантливых детей?

— Если ребенок занимается и у меня, и дома самостоятельно, то приходят успехи, и все начинают называть его талантливым. Мне кажется, главное, чтобы ученику нравился процесс обучения программированию. Если это есть (да еще начать пораньше), успех обязательно придет.

5. С какого возраста нужно начинать заниматься программированием и с чего начать?

— Прежде всего должен быть интерес самого ребенка, который, конечно, может быть инициирован, мотивирован и поддержан разумными родителями. Но хочу предостеречь: недостаточно просто записать ребенка на программирование или заставить туда ходить. Начинать можно с 4 лет.

6. Можно ли обучаться дома?

— Теоретически да, но эффективнее иметь возможность общаться «с себе подобными» и учителем.

7. Что это дает детям?

— В идеальном случае — это дает отличную профессию. Как минимум, пока человек занимается, это развивает трудолюбие, самостоятельность и креативность. Кроме того, предостерегает от ошибки в выборе профессии программиста.

Источник: rebenok.by

Прочитано 449 раз

Популярные новости

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вы непременно найдете много полезной и интересной информации на наших страницах в социальных сетях:

Правила

Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

Реклама