Нынешней осенью исполнилось полтора года с тех пор как поступили в широкую продажу автомобили «Geely» белоруской сборки. Анализируем то, как повлиял на закупки автомобилей бюджетными организациями Гомельской области запуск белорусско-китайского автомобильного проекта.
СЗАО «БелДжи» создано в декабре 2011 года. Учредителями акционерного общества стали ОАО «БелАЗ» (50% акций), китайская компания Geely (32,5%) и совместное белорусско-китайское предприятие по производству автокомпонентов «Союзавтотехнологии». Первые продажи легковых автомобилей белорусской сборки начали осуществляться в марте 2013 года. Производственные мощности предполагают возможность максимальной загрузки в размере 10 тысяч автомобилей в год.
Уже через год китайские автомобили белорусской сборки вошли в первую пятерку по объемам продаж на отечественном рынке. Объем продаж примерно поровну был распределен между физическими и юридическими лицами. Помимо китайских «Geely» в Беларуси белорусско-британским совместным предприятием ЗАО «ЮНИСОН» с 2006 года собираются автомобили иранского производителя Iran Khodro «Samand» и «Soren». «Стратегическая мысль» с помощью архивных данных электронной торговой площадки goszakupki.by выяснила, насколько популярны среди бюджетных организаций Гомельщины легковые автомобили белорусской сборки.
Рисунок 1 – Предпочтения бюджетных организаций Гомельской области при выборе производителей автомобилей
Источник: www.goszakupki.by
Как ни странно, автомобили СЗАО «БЕЛДЖИ» и ЗАО «ЮНИСОН» за прошедшие полтора года в аукционных документах по государственным закупкам в Гомельской области не указал никто. Таким образом, пока СЗАО «БЕЛДЖИ» решает амбициозную задачу по завоеванию отечественного и российского автомобильного рынка, бюджетные организации не доверяют продукции отечественного автопрома.
Наибольшей же популярностью у бюджетников пользуются автомобили российского автопрома Chevrolet Niva производства GM-АВТОВАЗ и автовазовская Lada. Наряду с российскими автомобилями в тендерных предложениях государственных органов присутствуют и иностранные автобренды. Наиболее популярной среди «иностранцев» является автомобили Skoda европейской сборки.
Ценовые запросы на служебные автомобили
Немаловажным является и ценовой фактор выбора автомобиля. После того, как 2012 год ознаменовался рядом скандалов при попытках покупки необоснованно дорогих служебных автомобилей государственными органами (в частности, Ельский райисполком разместил запрос ценового предложения о покупке за счет государственного бюджета автомобиля Volkswagen Touareg стоимостью около 70 тысяч долларов), в марте 2013 года был издан Указ Президента Республики Беларусь №119 «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей». В соответствии с данным указом, государственные органы, государственные юридические лица, хозяйственные сообщества, у которых более 50% акций находятся в государственной собственности, имеют право на покупку служебного легкового автомобиля стоимостью не более 25 000 евро. Стоит отметить, что все марки легковых автомобилей, собираемые в Беларуси, соответствуют предельному ценовому критерию.
Таблица 1 – Топ-15 самых дорогих лотов по закупке автомобилей государственными органами Гомельской области в период с апреля 2013 г. по сентябрь 2014 г.
Место |
Дата |
Покупатель |
Стартовая цена лота, евро |
1 |
09.2014 |
Жлобинский районный исполнительный комитет |
25 830 |
2 |
07.2013 |
Ельский районный исполнительный комитет |
25 569 |
3 |
07.2013 |
Гомельский областной исполнительный комитет |
25 569 |
4 |
11.2013 |
Речицкий райсельхозпрод |
24 842 |
5 |
07.2013 |
Кормянский районный исполнительный комитет |
24 788 |
6 |
10.2013 |
КУП «Редакция газеты «Дняпровец» (г. Речица) |
24 782 |
7 |
02.2014 |
Гомельский областной исполнительный комитет |
24 692 |
8 |
09.2013 |
Гомельский областной исполнительный комитет |
24 187 |
9 |
11.2013 |
Администрация Советского района г. Гомеля |
23 847 |
10 |
01.2014 |
Учреждение «Гомельский областной клинический госпиталь ИОВ» |
23 077 |
11 |
10.2013 |
Учреждение здравоохранения «Ельская центральная районная больница» |
22 562 |
12 |
04.2014 |
ИММС НАН Беларуси |
22 550 |
13 |
05.2014 |
УЗ «Петриковская центральная районная больница» |
22 198 |
14 |
10.2013 |
Учреждение «Гомельская областная стоматологическая поликлиника» |
20 548 |
15 |
10.2013 |
Учреждение «Редакция газеты «Гомельские ведомости» |
19 984 |
Источник: www.goszakupki.by
Таким образом, несмотря на существующие ограничения, за последние полтора года органы исполнительной власти трижды размещали тендерное предложение со стартовой ценой выше предельного значения. Среди самых взыскательных госзукапщиков оказались Жлобинский райисполком, Гомельский облисполком и все тот же Ельский райисполком. По результатам торгов на понижение в каждом случае итоговая закупочная цена оказалась ниже максимально допустимого предела, причем во всех случаях торги выиграла гомельская компания «Автонова».
Если выбор дорогих автомобилей для органов исполнительной власти можно объяснить необходимостью выглядеть презентабельно в лице потенциальных высоких гостей, то высокие закупочные цены на автомобили районных газет и учреждений здравоохранения вызывают некоторое недоумение.
Средняя стартовая цена на автомобили, закупаемые бюджетными организациями Гомельской области, составляет 16545 евро, что больше, чем стоимость самого дорогого легкового автомобиля белорусской сборки. Это еще раз подтверждает тот факт, что продукция отечественного автопрома не соответствует запросам бюджетных организаций Гомельщины. Впрочем, за последние полтора года государственными органами совершались и вполне бюджетные закупки. Самым дешевым лотом была закупка автомобиля Управлением сельского хозяйства и продовольствия Буда-Кошелевского райисполкома стоимостью до 8065 евро.
Гомельские госорганы предпочитают внедорожники
Высокие ценовые запросы государственных органов во многом объясняются их выбором типа автомобиля.
Рисунок 2 – Предпочтения класса автомобиля бюджетными организациями Гомельской области
Источник: www.goszakupki.by
Как видно из рисунка 2, большая часть закупщиков отдает предпочтение внедорожникам. Пять самых дорогих лотов предполагают покупку именно данного типа автомобиля. Районные исполнительные органы власти объясняют свой выбор необходимостью регулярно посещать местные сельскохозяйственные организации, что сопряжено с путешествием по бездорожью.
Самым дорогим лотом для городского автомобиля является закупка редакцией газеты «Дняпровец» автомобиля Skoda Superb максимальной комплектации стоимостью около 25 тысяч евро.
Самый дорогой лот среди учреждений здравоохранения предполагал закупку Гомельским областным клиническим госпиталем инвалидов отечественной войны автомобиля Skoda Octavia стоимостью около 23 тысяч евро.
Таким образом, с выходом Указа №119 «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей» запросы государственных органов при закупке автомобилей стали существенно скромнее. Однако спроса на продукцию отечественно автопрома как и прежде нет. Мысль о том, что за государственные деньги можно кататься на бюджетном автомобиле для чиновников похоже кажется такой же глупой, как и во времена Ильфа и Петрова.