Международный опыт инновационного развития показывает, что государственное финансирование инноваций является ключевым фактором успеха при построении инновационной экономики. Спрос на инновационную продукцию должен подстегиваться либо с помощью государственного заказа либо путем финансирования нишевых инноваций, высокий спрос на которые изначально гарантирован. При реализации прорывных проектов, оказывающих каталитическое воздействие на экономику, государство и инновационный бизнес должны действовать в тесной упряжке.
Государственное финансирование инновационных проектов на территории Гомельской области осуществляется в соответствии с действующими государственными программами:
- Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы;
- Региональной научно-технической программой Гомельской области «Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области, 2011-2015 годы».
На рисунке 1 представлена структура источников финансирования Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Рисунок 1 – Источники финансирования Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Источник: Постановление Совета министров Республики Беларусь № 669 от 26.05.2011 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» // Нац реестр правовых актов Респ. Беларусь №5/33864 от 01.06.2011 г.
Таким образом, доля государственного финансирования проектов, предусмотренных программой инновационного развития, составляет всего 4,7%. Причем на долю местных бюджетов приходится всего 0,3% общего объема финансирования. Основным же источником финансирования является иностранные инвестиции, большая часть которых приходится направлено на финансирование строительства в Беларуси атомной электростанции.
Государственной программой инновационного развития в текущей пятилетке предусматривается реализация в Гомельской области 22 проектов направленных на модернизацию деятельности 19 предприятий региона.
Таблица 1 – Инновационные проекты, реализуемые в Гомельской области в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Примечания: 1) стоимость проектов приведена в ценах 2011 года, 2) названия организаций приведены по состоянию на 2011 год.
Общий объем финансирования, направляемый в Гомельскую область в соответствии с государственной программой составил 7,9 трлн р., что составляет 13,8% от общего объема финансирования. Стоит отметить, что 13 проектов должны были быть завершены уже в 2013 году.
Наиболее масштабными проектами, реализуемыми в текущей пятилетке на территории Гомельской области стали Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы Светлогорским ЦКК и Строительство завода по производству листового проката Белорусским металлургическим заводом. На долю этих двух проектов приходится более 60% всего объема финансирования, направляемого в Гомельскую область.
К сожалению, в Беларуси подход к централизованному финансированию инновационный проектов не реализован в полной мере. Это наглядно подтверждают данные по структуре затрат на технологические инновации, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура затрат на технологические инновации организаций промышленности Республики Беларусь в 2005-2013 гг., млн USD
Примечание: затраты на технологические инновации представлены в соответствии с среднегодовым курсом доллара США Национального Банка Республики Беларусь
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Наибольший размер государственного финансирования технологический инноваций отмечен в уже далеком 2009 году – около 149 млн USD. В тот год это составляло 15,4% от общих затрат на инновации. В дальнейшем никогда объем государственного финансирования не достигал и 10% от общих затрат на технологические инновации. Начиная с 2010 года, даже иностранные инвесторы вкладывали в инновационное развитие белорусских предприятий значительно больше, чем государство.
Основным же источником финансирования инноваций являются собственные средства организаций, а также кредитные ресурсы. Очевидно, что прорыва в инновационном развитии страны при таком положении дел ждать не приходится. Если бы Apple или Google в свое время ориентировались лишь на собственные финансовые возможности, они бы никогда в итоге не стали многомиллиардными корпорациями. Проблема кроется не только в недостаточном государственном финансировании, сколько в отсутствии в Беларуси венчурных фондов.
Особо стоит отметить тот факт, что наибольший объем финансирования технологических инноваций отмечался в 2011 году, когда страна переживала острый валютный кризис. В тот год в стремлении снизить валютные риски белорусские компании активно вкладывали средства в долгосрочные инновации.
Для успешного развития ответственность за результаты инновационной программы должна быть распределена между республиканским и региональным уровнями. Участие местных органов власти в инновационной программе позволяет устранить многие барьеры, сдерживающие инновационное развитие на местах, а также наладить обратную связь с инновационным бизнес-сообществом.
Структура распределения средств на технологические инновации на примере Гомельской области представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура затрат на технологические инновации организаций Гомельской области в 2005-2013 гг., тыс USD
Примечание: затраты на технологические инновации представлены в соответствии с среднегодовым курсом доллара США Национального Банка Республики Беларусь
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Основным источником инвестиций в технологические инновации на протяжении всего анализируемого периода за исключением кризисного 2011 года являлся республиканский бюджет. Значительный объем финансирования инноваций из местного бюджета последний раз отмечен в 2005 году. В 2013 году объем финансирования со стороны местных властей составил всего 179 тысяч USD. А два предыдущих года финансирования из местного бюджета не было вовсе. Таким образом, можно сделать вывод, что Гомельский областной исполнительный комитет практически не оказывает влияние на развитие инновационного процесса в регионе.
Региональной научно-технической программой Гомельской области «Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области, 2011-2015 годы» предполагается реализация всего трех проектов:
- разработка конструкции, технологии изготовления и организация промышленного производства фильтров и фильтроэлементов тонкой очистки молока для доильного оборудования (ООО «Полимер»);
- разработка полимерного материала и освоение технологии изготовления из него защитной оплетки для электропроводки и гидравлических шлангов сельскохозяйственной техники (РУП СКТБ "Металлополимер", РУП Гомсельмаш");
- разработка и освоение производств теплоагрегата на местных видах топлива мощностью 50кВТ с топкой регулируемого режима горения для обогрева помещений и нагрева воды (ОАО "Мозырьсельмаш").
Общий объем финансирования составляет 1,5 трлн р. Сравнительно много, 46,5% приходится на государственное финансирование. Это можно связать с тем фактом, что все три проекта связаны с сельским хозяйством. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетное финансирование инноваций предполагается в основном только для сельского хозяйства.
Алексей Харкевич