Гомель
+30°C

Финансирование инновационного развития Гомельской области в 2011-2015 годах

Международный опыт инновационного развития показывает, что государственное финансирование инноваций является ключевым фактором успеха при построении инновационной экономики. Спрос на инновационную продукцию должен подстегиваться либо с помощью государственного заказа либо путем финансирования нишевых инноваций, высокий спрос на которые изначально гарантирован. При реализации прорывных проектов, оказывающих каталитическое воздействие на экономику, государство и инновационный бизнес должны действовать в тесной упряжке.

Государственное финансирование инновационных проектов на территории Гомельской области осуществляется в соответствии с действующими государственными программами:

- Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы;

- Региональной научно-технической программой Гомельской области «Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области, 2011-2015 годы».

На рисунке 1 представлена структура источников финансирования Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

innovac14_1.png

Рисунок 1 – Источники финансирования Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Источник: Постановление Совета министров Республики Беларусь № 669 от 26.05.2011 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» // Нац реестр правовых актов Респ. Беларусь №5/33864 от 01.06.2011 г.

Таким образом, доля государственного финансирования проектов, предусмотренных программой инновационного развития, составляет всего 4,7%. Причем на долю местных бюджетов приходится всего 0,3% общего объема финансирования. Основным же источником финансирования является иностранные инвестиции, большая часть которых приходится направлено на финансирование строительства в Беларуси атомной электростанции.

Государственной программой инновационного развития в текущей пятилетке предусматривается реализация в Гомельской области 22 проектов направленных на модернизацию деятельности 19 предприятий региона.

 

Таблица 1 – Инновационные проекты, реализуемые в Гомельской области в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

innovac14_4.png

 

Примечания: 1) стоимость проектов приведена в ценах 2011 года, 2) названия организаций приведены по состоянию на 2011 год.

 

Общий объем финансирования, направляемый в Гомельскую область в соответствии с государственной программой составил 7,9 трлн р., что составляет 13,8% от общего объема финансирования. Стоит отметить, что 13 проектов должны были быть завершены уже в 2013 году.

Наиболее масштабными проектами, реализуемыми в текущей пятилетке на территории Гомельской области стали Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы Светлогорским ЦКК и Строительство завода по производству листового проката Белорусским металлургическим заводом. На долю этих двух проектов приходится более 60% всего объема финансирования, направляемого в Гомельскую область.

К сожалению, в Беларуси подход к централизованному финансированию инновационный проектов не реализован в полной мере. Это наглядно подтверждают данные по структуре затрат на технологические инновации, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура затрат на технологические инновации организаций промышленности Республики Беларусь в 2005-2013 гг., млн USD

innovac14_2.png

Примечание: затраты на технологические инновации представлены в соответствии с среднегодовым курсом доллара США Национального Банка Республики Беларусь

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

 

Наибольший размер государственного финансирования технологический инноваций отмечен в уже далеком 2009 году – около 149 млн USD. В тот год это составляло 15,4% от общих затрат на инновации. В дальнейшем никогда объем государственного финансирования не достигал и 10% от общих затрат на технологические инновации. Начиная с 2010 года, даже иностранные инвесторы вкладывали в инновационное развитие белорусских предприятий значительно больше, чем государство.

Основным же источником финансирования инноваций являются собственные средства организаций, а также кредитные ресурсы. Очевидно, что прорыва в инновационном развитии страны при таком положении дел ждать не приходится. Если бы Apple или Google в свое время ориентировались лишь на собственные финансовые возможности, они бы никогда в итоге не стали многомиллиардными корпорациями. Проблема кроется не только в недостаточном государственном финансировании, сколько в отсутствии в Беларуси венчурных фондов.

Особо стоит отметить тот факт, что наибольший объем финансирования технологических инноваций отмечался в 2011 году, когда страна переживала острый валютный кризис. В тот год в стремлении снизить валютные риски белорусские компании активно вкладывали средства в долгосрочные инновации.

Для успешного развития ответственность за результаты инновационной программы должна быть распределена между республиканским и региональным уровнями. Участие местных органов власти в инновационной программе позволяет устранить многие барьеры, сдерживающие инновационное развитие на местах, а также наладить обратную связь с инновационным бизнес-сообществом.

Структура распределения средств на технологические инновации на примере Гомельской области представлена на рисунке 3.

innovac14_3.png

 

Рисунок 3 – Структура затрат на технологические инновации организаций Гомельской области в 2005-2013 гг., тыс USD

Примечание: затраты на технологические инновации представлены в соответствии с среднегодовым курсом доллара США Национального Банка Республики Беларусь

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

 

Основным источником инвестиций в технологические инновации на протяжении всего анализируемого периода за исключением кризисного 2011 года являлся республиканский бюджет. Значительный объем финансирования инноваций из местного бюджета последний раз отмечен в 2005 году. В 2013 году объем финансирования со стороны местных властей составил всего 179 тысяч USD. А два предыдущих года финансирования из местного бюджета не было вовсе. Таким образом, можно сделать вывод, что Гомельский областной исполнительный комитет практически не оказывает влияние на развитие инновационного процесса в регионе.

Региональной научно-технической программой Гомельской области «Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области, 2011-2015 годы» предполагается реализация всего трех проектов:

- разработка конструкции, технологии изготовления и организация промышленного производства фильтров и фильтроэлементов тонкой очистки молока для доильного оборудования (ООО «Полимер»);

- разработка полимерного материала и освоение технологии изготовления из него защитной оплетки для электропроводки и гидравлических шлангов сельскохозяйственной техники (РУП СКТБ "Металлополимер", РУП Гомсельмаш");

- разработка и освоение производств теплоагрегата на местных видах топлива мощностью 50кВТ с топкой регулируемого режима горения для обогрева помещений и нагрева воды (ОАО "Мозырьсельмаш").

Общий объем финансирования составляет 1,5 трлн р. Сравнительно много, 46,5% приходится на государственное финансирование. Это можно связать с тем фактом, что все три проекта связаны с сельским хозяйством. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетное финансирование инноваций предполагается в основном только для сельского хозяйства.

Алексей Харкевич

Прочитано 466 раз

Популярные новости

Актуальное

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вы непременно найдете много полезной и интересной информации на наших страницах в социальных сетях:

Правила

Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

Посещаемость