С 2008 года в Беларуси был разработан комплекс мер по развитию придорожного сервиса. Для организаций, реализующих проекты в сфере придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, был предоставлен ряд льгот:
- объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию освобождались от уплаты налога на недвижимость;
- прибыль организаций и доходы предпринимателей, полученные от реализации товаров и услуг на объектах придорожного сервиса, не облагались налогом на прибыль и подоходным налогом в течение пяти лет;
- предприниматели освобождались от необходимости возмещения потерь, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;
- была предоставлена возможность привлечь льготный кредит по следующим ставкам: по кредитам в белорусских рублях – в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка; по кредитам в иностранной валюте – в размере 8 процентов годовых.
Кроме того, местным органам управления давалось право принять решение о снижении в два раза ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки, предоставляемые на период строительства объектов придорожного сервиса. По данным Национального правового портала Республики Беларусь, таким правом воспользовалось 22 районных Совета депутатов. Однако районов Гомельской области среди них нет.
Набор предоставленных государством льгот таков, что хозяйствующий субъект смог бы их ощутить в полной мере только в том случае, если бы бизнес развивался успешно.
Реализация программа мер предполагалось до 2015 года. Проанализируем, как отразились принятые меры на развитии придорожного сервиса в Гомельской области.
Дороги ведут в Минск
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Гомельской области составляет 12,4 тыс. км, в том числе 10,6 тыс. км – с твердым покрытием. Наш регион лежит на пересечении двух важных путепроводов. С севера на юг проходит автомагистраль М-8 Санкт-Петербург-Киев-Одесса. Оживленность трассы на момент разработки мер по развитию придорожного туризма составляла 2206 автомобилей в сутки. С востока на запад Гомельскую область пересекает автомагистраль М-10 Брянск-Кобрин. Трафик трассы составлял 2178 автомобилей в сутки.
Наиболее интенсивный автомобилепоток наблюдается вовсе не на транзитных автомагистралях, а в столичном направлении. Оживленность трассы М-5 Гомель-Минск была вдвое больше - 4410 автомобилей в сутки. Поэтому совсем неудивительно, что основная часть объектов придорожного сервиса в настоящее время разместилась именно в Минской области.
Рисунок 1 - Дислокация объектов придорожного сервиса в Беларуси по состоянию на 1 января 2015 года
Источник: Белстат
На начало 2015 года в Минской области было расположено почти 30 % всех объектов придорожного сервиса. Причем далеко не все их них обслуживают международные автомагистрали. Большая часть объектов общественного питания, например, расположена на трассах внутриреспубликанского значения. Таким образом, развитие придорожного сервиса в Беларуси в настоящее время направлено преимущественно на внутреннее потребление.
Но это не удивительно, если сопоставить дислокацию объектов придорожного сервиса с трафиком автомобильных трасс. Например, по внутриреспубликанской трассе Р-23 Минск-Микашевичи на момент принятия мер по развитию придорожного сервиса за сутки проезжало 5864 машины. Это значительно больше, чем по любой трассе международного значения, проходящей через Гомельскую область. Поэтому неудивительно, что только на территории Слуцкого района на этой трассе расположено 7 кафе и 1 бар.
Второй по численности объектов придорожного сервиса является Брестская область. Именно этот регион извлекает наибольшую выгоду от присутствия международных трасс. Спрос на объекты придорожного сервиса здесь обусловлен в первую очередь наличием самой оживленной в Беларуси международной трассы М-1 Брест-Минск.
Гомельская область наряду с Гродненской занимает третье место по количеству объектов придорожного сервиса. Причем это достаточно высокое место обусловлено разветвленной сетью АЗС. Например, по количеству придорожных объектов оказания услуг Гомельская область находится на последнем месте среди всех регионов Беларуси. Всего же по количеству объектов придорожного сервиса без учета АЗС нашему региону уступает только Витебская область.
Прорыва в сфере придорожного сервиса не произошло
Несмотря на то, что наибольшее количество объектов придорожного сервиса сосредоточено в Минской области, в Гомельской области численность объектов также постоянно увеличивается.
Рисунок 2 – Динамика изменения количества объектов придорожного сервиса в Гомельской области за 2013-2015 гг.
Источник: Белстат
За последние два года активнее всего увеличивалось количество придорожных магазинов. Начиная с 2013 года, на обочинах автомобильных трасс появилось 15 новых розничных торговых объектов, пять объектов общественного питания и три пункта по оказанию услуг.
В сферу придорожного сервиса пришел и частный бизнес. По состоянию на 1 июля 2015 года в Гомельской области было открыто 30 объектов общественного питания, принадлежащих частным организациям. Большее количество только у организаций Белкоопсоюза – 32.
Однако тенденция увеличения численности объектов придорожного сервиса не так однозначна, как может показаться. Например, за 2014 год численность придорожных станций технического облуживания и моечных пунктов в регионе сократилась. Поэтому проанализируем, как изменяются объемы реализации организаций, оказывающих услуги придорожного сервиса.
Рисунок 3 – Темпы изменения оборотов объектов придорожного сервиса в Гомельской области в сопоставимых ценах за 2013-2015 гг.
Источник: Белстат
Не один из видов придорожного сервиса за последние три года не обошелся без спада. Хуже всего ситуация с розничным товарооборотом. Спад объема продаж в придорожных магазинах привел к тому, что совокупный объем реализации в сопоставимых ценах стал даже ниже, чем в 2011 году. И это несмотря на то, что количество магазинов увеличилось на 15 единиц.
В целом же можно однозначно утверждать, что особенного прорыва в сфере придорожного сервиса не произошло. Придорожный сервис развивался преимущественно за счет внутренних резервов. Придорожные кафе и рестораны стали альтернативными местами для загородного отдыха горожан.
Сферу придорожного сервиса, как и многие другие в Беларуси, ожидают нелегкие времена. Сокращение пассажиропотока на белорусско-украинской границе и общее сокращение грузопотока, связанное с ухудшением экономической ситуации в регионе, ставят под угрозу окупаемость открытых объектов. Если объекты концерна «Белнефтехим» от этого существенно не пострадают, то частному бизнесу и организациям потребительской кооперации впору задуматься о перспективах развития данного направления.