Гомель
+30°C

Топ зарубежных и отечественных АЗС, которые вызывают эмоции

Что необычного можно найти в стандартной и привычной процедуре на заправках разных стран – рассказывает в репортаже NEFT.by ведущий инженер-проектировщик института БелНИПИнефть Александр Дежкунов

Польша. Необычное решение

В этом случае скорее не эмоция, а любопытный факт. На одной из АЗС в Польше столкнулся с оригинальной идеей – выделенная полоса «безвылазного» процесса заправки по принципу «МакДрайва» у McDonald’s. Подъезжаете к колонке, сотрудник АЗС заливает необходимое количество топлива. Проезжаете чуть дальше и в одном из окон, не выходя из авто расплачиваетесь. Необычно и очень удобно.

2_resize-1100x825.jpg

Россия. Привет из прошлого

Для современной молодежи топливораздаточные колонки со стрелочным циферблатом – это что-то из области исторических фильмов. А для автомобилистов со стажем – это такой же неотъемлемый этап их автомобильной жизни, как 80-й бензин, огромные очереди на АЗС в начале 90-х с «не более 10 литров бензина в одни руки» или запах сгоревшей смеси бензина с маслом после проехавшего мимо советского мотоцикла с двухтактным двигателем. Сейчас встретить такую колонку практически невозможно, но в России на них все еще можно наткнуться. Как недалеко от границы с Беларусью, к примеру, в Липецкой области. Так и подальше – на трассе между Красноярском и Иркутском или Читой и Хабаровском.

4_resize-1100x825.jpg

Беларусь. Какие приятные цены

Кстати, наши белорусские заправки тоже вызывают целый спектр эмоций. Это, опять же, касается автолюбителей со стажем, у которых на глазах довольно быстро вся наша белорусская сеть АЗС превратилась из советских пунктов для покупки топлива в современные точки сервиса, питания и продаж. Причем они абсолютно не уступают аналогичным европейским объектам. А вот яркие эмоции возникают тогда, когда по возвращении из Северной или Западной Европы, после пересечения границы заправляешься или перекусываешь уже по нашим ценам. Разница в соотношении «цена/качество» настолько радует в хорошем смысле, что в первые дни по возвращении «оттуда» при посещении наших заправок испытываешь настоящее удовольствие.

7_resize-1100x825.jpg

Грузия. Гостеприимная невнимательность

Оказывается, менталитет тоже может повлиять на процесс заправки топливом. Любопытная ситуация случилась в Батуми. Про грузинское гостеприимство наверняка слышали все. Столкнулся я с ним, в том числе, на АЗС. Подъезжаю на мотоцикле к колонке, заправщик, довольно молодой парень, уточняет сколько заправлять, получает в ответ: «До полного». Пока заправляет, интересуется «куда, откуда, а сколько уже едете?».  В процессе к беседе подключается сначала остановившийся рядом местный автолюбитель, а затем и подъехавшие полицейские. Довольно дружеская обстановка, расспросы о том, чем помочь, что подсказать и советы, где лучше переночевать. Ситуация напоминает мультфильм про попугая Кешу и его выступление перед аудиторией из цикла «А вы не были на Таити?». Заправщик все это время держит пистолет, заливая топливо, но смотрит на меня и участвует в беседе. Видимо, с автоматикой колонки, прекращающей подачу топлива, что-то было не так. О наступлении нестандартной ситуации сигнализирует очень характерный запах, лужа из бензина и текущее через горловину бака топливо. Заправщик, держащий пистолет, определенно увлекся диалогом.

Узбекистан. А где же нормальный бензин?

Как же мы привыкли к стандартному ассортименту топлива (виды бензина с различным октановым числом – от 92 до 98, а то и 100, летнее и зимнее дизельное топливо). В принципе уже и не представляем, что бывает как-то иначе. А вот в солнечном Узбекистане даже 92-й бензин днем с огнем не сыщешь, не говоря уже о 95-м. Оптимизм и надежда покинули на 3-й по счету АЗС – везде только безальтернативный 80-й бензин. Ничего не поделаешь, пришлось заливать «что дают» и надеяться на лучшее. Неудивительно, что при такой ситуации в стране очень много машин переоборудовано для работы на газе.

9_resize-1100x825.jpg

Дания. Нестандартный подход к вопросам оплаты

Как только выезжаешь на запад за пределы Беларуси, система оплаты меняется с привычной нам «заправка после оплаты» на «буржуйскую» – сначала заливаешь топливо, а затем его оплачиваешь. Все проходит без каких-либо особенностей, но вот ситуация в Копенгагене (явно нестандартная даже для этой страны) удивила. Небольшая брендовая АЗС недалеко от центра города. Заезжаю, вставляю пистолет – топливо не поступает. Захожу в здание, обращаюсь к оператору – так и так, требуется бензин до полного. Содержание ответа оператора на английском заставило усомниться в правильности понимания сути и уточнить. Нет, оказывается, не ошибся – оператору нужен был какой-нибудь залог в виде водительского удостоверения или ключей от мотоцикла. С таким я никогда не сталкивался ни до, ни после этого случая, и был сильно удивлен. Возможно мой внешний вид не внушал доверия, но это так и осталось загадкой. Оставил ключи, заправился и еще некоторое время был под впечатлением от данной нестандартной ситуации.

Польша. Албания. Киргизия. Бензин залит, а нужной валюты нет

С такой неприятной ситуацией пришлось столкнуться несколько раз, и в некоторых странах этот вопрос решается несложно. Например, во время поездки на Балканы пересекал все страны фактически транзитом. Поэтому не было никакого смысла менять наличные доллары или евро, которые имеются с собой, на местную валюту. Ведь есть такой удобный и универсальный инструмент, как пластиковая карта. Но случаи бывают разные.

Польша, брендовая крупная АЗС под Варшавой. Раннее утро, машин почти нет. Заливаю полный бак, подхожу на кассу, передаю карту. Пан вещает: «Оплата не проходит». Даю другую карту того же банка – результат аналогичный. Ситуация начинает становиться интересной. Злотых нет, наличные доллары или евро на кассе принимать отказываются. Обменников рядом тоже нет, оператор рекомендует снять деньги с карты в расположенном рядом со зданием АЗС банкомате. Но результат тот же – банкомат «не видит» карту. Машина все это время стоит возле колонки. Начинаю в смартфоне оперативно писать в службу поддержки клиентов банка, и получаю взорвавший меня возмущением ответ: «Для консультации вам нужно позвонить…». И это один из 4-х крупнейших госбанков страны. Но, то ли на изложенную в сообщении проблему в банке отреагировали, то ли это был временный сбой, но после очередной попытки оплата проходит. Определенно, не самые приятные 40 минут в моей жизни.

Похожая ситуация случилась и в Албании. После заправки оплата по карте не проходит. Но улыбка оператора, быстрое нажатие клавиш на калькуляторе – и передо мной сумма в американской валюте. Все решилось очень быстро и естественно.

В Киргизии же, на первой после границы с Таджикистаном АЗС, карты вообще не принимали, а местной валюты с собой естественно нет. Но и здесь все прошло довольно просто – конвертация американской валюты на месте, правда, по грабительскому курсу, не составляет никаких проблем.

10_resize-1100x825.jpg

Франция, Швейцария. Верните мои деньги!

Во Франции довольно распространены заправки самообслуживания. Цены на топливо на таких АЗС ниже, но, как говорится, не без нюанса. Принцип заправки довольно прост – вставляете банковскую карту, указываете номер пистолета (тип топлива), вводите пин-код карты… и на вашем счету блокируется что-то около 140 евро. Заправляете сколько требуется – с карты дополнительно списывается еще и стоимость залитого топлива. А вот когда разблокируют те самые заблокированные 140 евро неизвестно. Это может произойти через день, а может и через неделю или больше.  В аналогичном случае после заправки в Швейцарии это длилось целый месяц. С непривычки и при ограниченном бюджете – крайне неприятная особенность подобных АЗС.

12_resize-1100x825.jpg

Швейцария. Это точно заправка?

Вроде бы ничем не примечательная снаружи АЗС в Швейцарских Альпах. Спонсором сильного эмоционального фона стал аппарат для приготовления сока. Казалось бы – ну что здесь такого? Обычный механизм по принципу самообслуживания вроде кофемашины, в который «заряжены» апельсины. При нажатии на клавишу механизм приводится в действие – апельсины по лотку поступают в аппарат и из крана вытекает натуральный апельсиновый сок, который можно набрать в стакан или в любую емкость, чтобы взять с собой. Долго думал, что же именно в тот момент так меня зацепило? Видимо, та естественность, с которой большинством населения Запада воспринимаются обычные бытовые вещи. Ведь у нас это пока скорее исключение, но в то же время есть куда стремиться в развитии отечественного сервиса.

13_resize-1100x825.jpg

Таджикистан. Ощущение полной нереальности происходящего

Самые сильные эмоции вызвала АЗС на Памирском тракте – в Мургабе. Поселок, расположенный на Памире на высоте более 3600 метров над уровнем моря, является самым высокогорным на территории бывшего СССР. На таких высотах все происходящее и так воспринимается необычно в силу непривычных для организма условий. Но кроме того сильно удивила официальная поселковая АЗС. На какой еще заправке можно увидеть хранящееся в пластиковых канистрах и 5-литровых бутылях из-под питьевой воды топливо, заливаемое в грязное, но высокоточное мерное ведро со словами «вот здесь около 13 литров». Воронка, то самое ведро, оператор-заправщик, разряженный воздух и пустынная горная местность. Это именно тот момент, когда посещение АЗС оставляет неизгладимые впечатления.

17_resize-1100x825.jpg

Источник: Александр Дежкунов /фото автора/ NEFT.by

 

Прочитано 294 раз

Популярные новости

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вы непременно найдете много полезной и интересной информации на наших страницах в социальных сетях:

Правила

Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

Посещаемость