В условиях резкого падения реальных денежных доходов населения глотком свежего воздуха для белорусской общественности стало известие о новых социально-экономических мерах по поддержке молодых матерей. С помощью данной статьи на примере Гомельской области попытаемся проанализировать, насколько данные меры соответствуют реальной экономической ситуации и способствуют обеспечению демографической безопасности страны.
Поддержка материнства по-белорусски
В настоящее время белорусским законодательством предусматривается несколько категорий выплат, связанных с беременностью и рождением ребенка, в частности:
-
единовременное пособие в связи с рождением ребенка
-
единовременное пособие женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности
-
ежемесячные пособия на детей до 3-х лет
Кроме того, к ежемесячному пособию на детей до 3-х лет предусмотрены надбавки для женщин, родившим ребенка вне брака, и на детей, воспитываемых одним родителем.
Как правило, данные показатели анализируются в отдельности, я же предлагаю в данной статье рассматривать данные показатели в совокупности, что позволит более полно отразить уровень социальной поддержки материнства и привести их в сопоставимый вид с аналогичными показателями сопредельных стран.
Размер пособий, связанных с беременностью и рождением ребенка, в Беларуси принято рассчитывать исходя из величины бюджета прожиточного минимума. Просуммировав все виды пособий и разделив их на количество месяцев за 3 года отпуска по уходу за ребенком, можем представить динамику изменения совокупного размера государственной поддержки в бюджетах прожиточного минимума с помощью рисунка 1.
Рисунок 1 – Динамика отношения среднемесячного размера социальной поддержки материнства к бюджету прожиточного минимума в Республике Беларусь с 01.11.2009 г. по 01.11.2011 г.
Из данных рисунка 1 видно, что на протяжении всего анализируемого периода размер социальной поддержки, рассчитанный в бюджетах прожиточного минимума, неуклонно возрастал. В то же время необходимо отметить, что величина совокупной социальной поддержки была не столь велика, чтобы покрыть все затраты матери и ребенка, соответствующие минимальному набору материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья. Так, даже с учетом последнего повышения, в настоящее время размер всех пособий покрывает суммарный бюджет прожиточного минимума матери и ребенка лишь на 65 % (в случае если ребенок – первый) и на 71 % (если ребенок – второй).
Как известно, рождение ребенка сопряжено с большим количеством дополнительных расходов, не характерных для других семей. Семья остро нуждается в детском питании, лекарствах, детской одежде и т.д. Многие детские товары, в частности подгузники, детские коляски, многие виды лекарств и медицинских принадлежностей не имеют отечественных аналогов. В связи с этим представляется актуальным проанализировать динамику детских пособий в иностранной валюте с помощью рисунка 2.
Рисунок 2 – Динамика совокупного среднемесячного размера пособий, рассчитанного в евро (по курсу НБ РБ) с 01.11.2009 г. по 01.11.2011 г.
Как видно из рисунка 2, совокупный размер детских пособий, пересчитанный в евро, в 2010 году вырос с 61,4 евро до 82,6 евро, а затем вновь практически вернулся на исходное значение, и составляет на данный момент 62,6 евро. Пересчет в евро осуществлен исходя из среднемесячного курса НЦ РБ. Очевидно, что с мая по сентябрь 2011 года данный курс не в полной мере отражал реальную ситуацию на валютном рынке, поэтому справедливо предположить, что минимальный размер социальной поддержки, рассчитанный в евро, наблюдался именно в этот период.
Где рожать детей выгоднее
Территориальное расположение Гомельской области вблизи границ Российской Федерации и Украины делает актуальным сравнение уровня социальной поддержки материнства с аналогичными мерами в Брянской и Черниговской областях.
В Российской Федерации, так же как и в Беларуси, есть несколько категорий выплат, связанных с рождением ребенка:
-
единовременное пособие в связи с рождением ребенка;
-
единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
-
ежемесячные пособия на детей до полутора лет;
-
материнский капитал, выплачиваемый на второго ребенка;
-
региональные доплаты молодым матерям (в частности, по Брянской области размер дополнительного единовременного пособия составляет 1000 российских рублей).
Кроме того, в России предусмотрено двукратное увеличение ежемесячного пособия для матерей, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и выплачивается оно на протяжении 3 лет. На Гомельщине к данной категории граждан относится 61,3% населения области.
Учитывая разный период начисления пособий, для сопоставления данных используем совокупный размер социальной поддержки, переведенный в белорусские рубли по среднему курсу НБ РБ за первую половину ноября 2011 г. В итоге можно увидеть следующую картину.
Рисунок 3 – Сравнение совокупного размера материальной поддержки материнства в Брянской и Гомельской области на 15.11.2011 г. в белорусских рублях
Как видно из рисунка, если на первого ребенка Гомельчане получают больше, чем жители Брянской области (для незагрязненных территорий – на 80%, для загрязненных территорий – на 2%), то в ситуации со вторым ребенком ситуация кардинально меняется. Причина тому – материнский капитал, который в России положен матерям (семьям), решившимся завести второго ребенка. В результате сумма материальной поддержки на второго ребенка в Брянской области больше, чем в Гомельской в 4,5 раза, а для жителей загрязненных территорий – в 6,8 раза!
Намерения российских законодателей очевидны. Перспективы получения материнского капитала являются существенным стимулом для рождения (усыновления) не только второго, но и первого ребенка. Как ни печально, белорусская социальная политика в области поддержки материнства не выдерживает сравнения с российской.
Для полноты анализа рассмотрим положение дел с поддержкой материнства в Черниговской области Украины. В Украине при рождении ребенка выплачиваются следующие виды пособий:
- государственная помощь на ребёнка в два этапа: одноразовая выплата при рождении ребёнка, затем остаток суммы выплачивается равными частями ежемесячно,
- помощь по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста (зависит от доходов семьи, но не ниже 130 гривен).
Сопоставляя суммарный размер пособий в Беларуси и Украине, можем увидеть следующую картину.
Рисунок 4 – Сравнение совокупного размера материальной поддержки материнства в Черниговской и Гомельской области на 15.11.2011 г., в белорусских рублях
Из рисунка 4 видно, что совокупный размер материальной поддержки в Украине выше вне зависимости о того, какой по счету ребенок. Причем если на первого ребенка материальная поддержка в Украине выше лишь на 24%, то на третьего ребенка украинские семьи получают от государства в 4,1 раза больше средств!
Что в итоге?
Сравнительный анализ систем государственной поддержки показывает наличие четко очерченных стратегий обеспечения демографической безопасности в сопредельных государствах. Если россияне основную часть господдержки адресуют семьям, планирующим рождение двух детей, то украинцы увеличивают ее примерно в два раза с каждым новым родившимся ребенком. Белорусская же система в сравнении с российской и украинской не только не стимулирует к рождению второго и последующих детей, но и не обеспечивает достойный уровень жизни семьям, решающимся завести первого ребенка.
В свете проведенного анализа необходимо сделать вывод, что предпринятые меры социальной поддержи молодых матерей носят скорее косметический характер и не отвечают современным экономическим реалиям. В данной ситуации можно смело прогнозировать дальнейшее сокращение численности населения, обусловленное превышением смертности над рождаемостью. В совокупности с резким падением реальных денежных доходов населения, Беларусь рискует получить кризис рождаемости, сопоставимый с тем, что мы наблюдали в начале 90-х годов прошлого века.